Строительство и ремонт судов Vega Group

рисунок 11В БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ — ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

В июле состоялась торжественная церемония передачи заказчику теплохода «Единый», построенного на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе

 И красавец сухогруз-контейнеровоз водоизмещением в 6,4 тыс. тонн отправился в своё первое плавание по Волге. Данное судно класса «река-море» стало первым, построенным на заводе после 30-летнего перерыва. Это историческое событие, на котором присутствовали председатель совета директоров группы компаний «Вега» Владимир ГЛУХОВ, генеральный директор ООО «Объединённые Верфи Вега» Елена МАЙЕР, директор Средне-Волжского филиала Российского речного регистра Юрий СТАРОСТИН, члены регионального правительства, стало ярким свидетельством возрождения судостроительного производства в Балакове и готовности завода инвестировать в собственное будущее.

Предложение принято

А 9 августа состоялось не менее значимое событие, имеющее далеко идущие перспективы: на площадке ООО «Балаковский судостроительно-судоремонтный завод» прошла встреча врио губернатора Саратовской области Валерия РАДАЕВА с трудовым коллективом предприятия. Руководитель области, ознакомившись с производственными мощностями БССЗ, выступил с инициативой наладить на заводе выпуск скоростных судов. По мнению главы региона, реализация проекта позволит оснастить пассажирский флот современными скоростными речными судами и вместе с тем обеспечит загрузку старейшего предприятия: «В ближайшее время я хочу обратиться за поддержкой по этому вопросу к Президенту России. Существующие модели таких судов весьма дорогие. Но вы создаёте огромные сухогрузы. Думаю, вашему конструкторскому бюро будет по силам разработать и собственный проект такого теплохода», — сказал Валерий Радаев.

— Мы с гордостью принимаем ваше поручение. У нас есть определённые наработки. Хочу заверить, что наш проект будет в разы дешевле существующих моделей, У нас работают очень талантливые люди, с золотыми руками и светлыми головами. Коллектив молодой — он способен выполнить серьёзную задачу! — ответила руководителю области Елена Майер.

Стоит отметить, что и весь трудовой коллектив предприятия горячо поддержал инициативу Валерия Радаева.

 О потенциале роста

Во время встречи неоднократно подчёркивалось, что речному судоходному флоту требуется обновление, и в этом смысле у Балаковского ССЗ имеется большой потенциал. О ближайших планах и о том, какие задачи сегодня стоят перед предприятием, рассказал директор ООО «БССЗ» Виктор ЩЕПИЛОВ:

— Нашему предприятию в январе 2018 года исполнится 100 лет. Такая круглая дата бывает раз в жизни, мы сейчас готовимся достойно её отметить. Поэтому немного скажу об истории судостроения на заводе. В былые времена здесь выпускали буксиры типа «Рейдовый». Эта серия до сих пор успешно эксплуатируется во всех устьевых портах РФ и даже за границей. Данное судно полностью оправдало себя, намного пережив отпущенный срок эксплуатации в 40-50 лет. Это говорит о том, что на предприятии создавались очень надёжные суда. Но с момента постройки последнего судна до строительства нашего нового сухогруза прошло 30 лет… Экономику предприятия сильно подкосили перестройка и лихие 90-е годы: завод много раз переходил из рук в руки, перепрофилировался, каждый владелец пытался не сохранить, а продать всё, что было создано большим трудом в советские времена. На металлолом было пушено уникальное литейное производство и металлообрабатывающее оборудование. И так продолжалось, пока БССЗ не выкупила частная компания. По счастливому стечению обстоятельств, заводом заинтересовалась группа компаний «Вега», генеральным директором которой является Елена Владимировна Майер. И в 2010 году предприятие вошло в состав ООО «Объёдиненные Верфи Вега», куда входят также Волжский и Ахтубинский судостроительно-судоремонтные заводы. С той поры вот уже семь лет БССЗ медленно, но верно поднимается с колен. У нас, конечно, не всё так хорошо, как хотелось бы, трудностей много, но завод возрождается. Это очевидный факт.

Месяц назад мы отправили в первое большое плавание наш теплоход «Единый», который заложили в 2013 году и строительство которого совпало с периодом введения санкций, чего мы, конечно, не ожидали. Попали в самый пик! Заключили долгосрочные договоры на поставку оборудования, сделали небольшую предоплату — и тут курс доллара вырос в два раза. С большим трудом, но мы всё же преодолели эти экономические сложности. В ноябре 2014 года «Единый» был спущен на воду, в июле 2017-го передан заказчику ООО «Судоходная компания «Вега». А сегодня сухогруз уже успешно работает на южном направлении: перевозит по Волге зерно из Саратовской области на юг России. Портом приписки судна является Астрахань.

Сейчас на верфях завода строится близнец «Единого» — сухогруз «Могучий». Подобных судов будет целая серия: скоро заложим «Советский», потом появится «Союз». Мы все, в том числе владельцы компании, выросли в СССР — это был единый могучий Советский Союз! Красивая страна нашего детства, которой не стало, но которая осталась в наших воспоминаниях. Мы отдаём ей дань уважения в названиях наших кораблей. Сухогруз «Могучий», если не произойдёт никаких катаклизмов, планируем сдать в конце 2019 года.

Завод, конечно, сегодня делает основную ставку на судостроение. Но в то же время у нас сейчас имеется хороший контракт с Министерством сельского хозяйства РФ: строим две плавучие насосные станции для Волгоградской области. Это большие шестиагрегатные станции, таких в России никто не делает. Спуск на воду первой ПНС намечен на 25 сентября этого года, вторую закончим к концу 2017-го. Потом проведём ходовые и швартовые испытания и передадим станции Волгоградской области. Это новое направление в нашей деятельности, и мы впервые работаем с таким заказчиком, как Минсельхоз.

Судоремонт — это искусство

рисунок 22

— А как родилось название первого судна — «Единый»?

— Идея родилась за чашкой чая у двух молодых людей, вместе учившихся в институте, а потом ставших совладельцами и учредителями одной компании. Одного зовут Сергей Викторович МАЙЕР, а второго — Евгений Васильевич ЕДИНЫЙ. Теплоход был назван в честь мамы Евгения Васильевича, которая является также крёстной мамой теплохода «Единый». Короче, сухогруз назван в честь семьи ЕДИНЫХ. Уж больно звучная фамилия! Я, конечно, человек новый на заводе, пришёл сюда всего полгода назад. До этого 10 лет возглавлял техническую службу судоходной компании «БашВолготанкер». Но с Еленой Владимировной по работе был знаком лет 16. Могу сказать одно: мне очень импонирует её позиция судостроителя-судовладельца: она правильно мыслит и правильно себя позиционирует как в жизни вообще, так и в судостроительной отрасли в частности.

— Чтобы создавать новые суда, нужно оборудование. Значит, не всё успели растащить-распродать?

— Да, некоторое уникальное оборудование всё же удалось сохранить. Здесь изначально существовал завод полного цикла: на предприятии рождалась идея, и тут она находила своё воплощение. Но территория, где раньше находились литейное производство и цех механообработки, уже не существует, на ней возведены жилые дома. На оставшейся производственной площадке, конечно, есть бесценное для нашей деятельности оборудование, например, станок по обработке валов длиной до 12 метров. Такого уже нигде не встретишь, но это всё очень старая техника. Мы недовольны тем станочным парком, какой имеем. Нам нужны автоматизированные станки с ЧПУ, но пока на производстве больше используется ручной труд. Есть оборудование, которому исполнилось 100 лет. Наши специалисты за ним бережно ухаживают, поддерживают в рабочем состоянии. Но всем ясно, что нужна коренная модернизация производства.

— Виктор Александрович, а что вы думаете о санкциях?

— Хоть они нам здорово навредили, из-за них увеличился срок строительства «Единого», но, с другой стороны, именно санкции, если брать всё промпроизводство в России, заставили россиян задуматься о завтрашнем дне. За последние 20 лет мы сильно расслабились и совсем разучились работать, создавать что-то новое, своё, уверовав в то, что всё можно купить за рубежом. Из создателей чудо-техники россияне превратились в простых потребителей. А санкции заставили нас остановиться, задуматься и начать работать над своими проектами. Мыпоняли, что изобретать — надо! Потому что мы должны шагнуть даже не в завтра, а в послезавтра. И этот завтрашний день надо обеспечить. И если сегодня наше предприятие или любое другое поднимается с колен, имеет бизнес-программу, ему надо помочь и поддержать. Ведь за нами стоят люди, это рабочие места.

Но сегодня, помимо санкций и даже гораздо больше экономического кризиса, нас беспокоит проблема отсутствия высококвалифицированных кадров. В стране сильный кадровый кризис. У нас много инженеров и юристов, но остро не хватает токарей, мастеров, которые знали бы конкретное производство, нет специалистов по обработке металла и дерева. У нас в ходу такая народная мудрость, доставшаяся нам от ветеранов: строительство теплоходов — это бизнес, а судоремонт — это искусство! Тут надо думать не только головой, но и руками. А вот рук сегодня в судостроительной отрасли практически нет — это общероссийская беда.

— И как вы с этой бедой — нехваткой кадров — справляетесь?

— Пытаемся привлечь образованную молодёжь на производство и готовить сами себе специалистов. Принимаем на работу людей с базовым средним специальным и высшим техническим образованием. У нас два направления деятельности на заводе присутствуют — судостроение и судоремонт. Если видим, что с интеллектом всё в порядке, есть азарт в работе и божья искра в глазах, берём и подготавливаем под себя: помогаем поступить на заочное отделение Горьковской академии водного транспорта. Вот сейчас у нас два наших направления ведут молодые инженеры: один закончил Московский университет атомной энергетики, а другой — строительный институт. Средний возраст работников ИТР на заводе составляет 33 года.

Особо хочу сказать о двух ведущих специалистах — главных строителях судов. Александру Васильевичу ЛОБКОВУ 63 года, он уникальная личность, на заводе практически с рождения трудится, и мы его никак не можем отпустить на пенсию. Александр Васильевич всё может и всё знает, у него ясный ум и руки золотые, он блещет идеями. За добросовестный труд он награждён грамотой губернатора и выдвинут нами на городскую Доску почёта как почётный гражданин Балакова. А Алексею БРАЙЦЕВУ всего 31 год, но он тоже главный строитель. Представляете, какая карьера и какая ответственность в таком возрасте?! Да, он молодой, горячий, чрезмерно вспыльчивый и импульсивный, но талантливый и креативный, отучился уже в академии по специальности «строительство судов». Знания у Алексея есть, сейчас ему нужно просто набраться опыта и житейской мудрости у старшего коллеги. И всё — путь открыт. Как говорится, для молодых в судостроении — целина непаханая. Есть где развернуться, где воплотить свои идеи. Мы молодёжи предоставляем шанс построить карьеру, свою жизнь и корабли своей мечты. Пусть дерзают и строят своё будущее сами.

Людмила ПРОВОРНОВА.
© www.saratov.mk.ru «МК В САРАТОВЕ» СУДОСТРОЕНИЕ16 — 23 августа 2017 года